Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 III.ПЕРИОД ТАРИКАТА

1. Тарикаты в XII и XIII веках

Газзали, живший в начале XI века, является поворотной точкой в истории тасаввуфа. Развитый и систематизированный в русле ахли-сунна тасаввуф Газзали, продолжил свое существование в виде деятельности учреждений тасаввуфа. Поэтому для XII и последующих веков характерна деятельность тасаввуфа в форме тарикатов. Сразу же за возникновением тарикатов определились наиболее видные и значительные представители тасаввуфа (Ибн Араби, Ибн Фарид, Ибн Себ’ин).

Ослабление мощи и влияния халифата Аббасидов – с одной стороны, крестовые походы с запада и монгольские завоевания с востока – с другой, подвергли исламский мир суровым испытаниям. В эти годы в Анатолии правили анатолийские Сельджуки, в Египте – Мамлюки, в Ираке и Сирии – различные мелкие правители. В этот период, когда ослабли политические авторитеты, народ прибегает к авторитетам духовным, и под их покровительством находит облегчение. Уважение народа и правителей к суфиям, начиная с XI в., все более и более увеличивается.

Правители Сельджуков проявляли искреннюю благосклонность к суфиям, строили в завоеванных ими странах текке и основывали вакфы. Вслед за строительством ханках Мас’уди в 545/1150 в Амасье последовало строительство множества мест для духовных упражнений суфиев, что привело к тому, что в XII в. в Анатолии обосновалось множество мастеров тасаввуфа.

VI-VII вв. хиджры (XII-XIII вв. по хр. лет.) – время возникновения тарикатов. Самые первые тарикаты, в нынешнем понимании этого слова, со своими текке, завия, взаимоотношениями шейхов и мюридов, возникли именно в это время. Абдулкадир Гейлани в Багдаде, Ахмад Рифаи в Басре, Ахмад Йасави в Туркестане стали первыми основателями тарикатов той эпохи.

Полное имя Абдулкадира Гейлани – Мухйиддин Абу Мухаммад бин Абу Салих Зенгидост.  Родился в 470/1077 г. в  Нейфе, районе Гилана, на юге Каспия. Умер в Багдаде в 562/1166 г. После получения начального образования на родине, в восемнадцатилетнем возрасте приехал в Багдад. В Багдаде продолжил свое религиозное образование у разных учителей. Затем, через Абуль-Хайра Мухаммада бин Муслима Даббаса встал на путь тасаввуфа и надел хырку тариката. С 521/1127 г. начал наставническую деятельность в Багдаде. За проникновенные, оставляющие неизгладимое впечатление проповеди его полюбили как муршида. Очень многие люди из научного мира и среди государственных деятелей стали его мюридами. По его методу образования в тасаввуфе, мюрид вначале должен пройти этап борьбы со своим нафсом, риязат и чиле, отречься от бренного мира, затем, завершив свой путь нравственного образования, вновь вернуться к народу.

Последователи, начиная с Ибн Араби, называли его “кутуб” (величайший ученый) и “инсан-камиль” (совершенный человек). Тарикат Абдулкадира Гейлани распространился по всей территории исламского мира. Произведения аль-Гунйа”, “аль-Фатхур-Раббани”, “Футухуль-гайб” составлены из его проповедей и  наставлений.

Одним из шейхов тариката является Ахмад Рифаи (ум. 578/1183), современник Абдулкадира Гейлани. Рифаи, родившийся в 500 или, по другим сведениям, в 512/1118 г. в Басре, после завершения обучения религиозным наукам встал на путь тариката своего дяди Шейха Мансура, а после смерти дяди занял его место. До последнего дня своей жизни он продолжал эту деятельность и учредил тарикат, названный по его имени.

Есть еще один мастер тасаввуфа, который родился в это время на территории Туркестана, в городе Сайраме, затем жил в Йасе и призывал местных жителей к пути тариката, тасаввуфа и ислама на их языке. Это Ахмад Йасави, чье влияние и авторитет распространились от Анатолии до Балкан. Ахмад Йасави (ум. ок. 562/1166 г.) внес значительный вклад в распространение ислама в северном Туркестане.

Получивший вместе с Ахмадом Йасави благословение от одного шейха, заложивший основы появившегося позднее братства Накшибанди, Абдулхалик Гуджувани (ум. 595/1199) свое служение в тарикате и тасаввуфе исполнял в Междуречье и Бухаре. Известно, что Бахауддин Накшибанд получил “увейси” (заочно) благословение от Абдулхалика Гуджувани, заложившего “одиннадцать основ“ последующего братства Накшибандийя.

XII и XIII вв. – это время, когда возникли и развивались такие тарикаты, как Кубревийя, Сухревердийя, Акбарийя, Шазилийя, Бадавийя и Мавлявийя, влияние и авторитет которых сохранялись на протяжении многих последующих веков.

Из перечисленных, тарикат Кубревийя основан Шейхом Наджмеддином Кубра (ум. 618/1221) из Хорезма. Наджмеддин Кубра пал шахидом в сражении с монголами. Это шейх, тарикат и влияние которого до сих пор сильны в Туркестане.

Тарикат Сухревердийя был основан автором книги “Адабуль-мюридин” Абун-Наджибом Сухреверди (ум. 563/1167), получил дальнейшее развитие и был систематизирован Абу Хафсом ‘Умаром Сухреверди (ум. 632/1234), считавшимся “шейхом шейхов” эпохи. Абу Хафс Сухреверди прожил долгую жизнь, пользовался уважением у правителя страны − Халифа Насира-ли-диниллях, который направил Абу Хафса с дипломатической миссией, в качестве посла, к султану Сельджуков в Анатолии – Алауддину Кейкубаду. Его произведение «Аварифуль-маариф» является классикой тасаввуфа, и, кроме всего прочего, содержит свод правил приличий и протокол взаимоотношений в текке и завия.

Бахауддин Закарийя Мултани (ум. 666/1268) – представитель тариката Сухревердийя в Индостане. Фахреддин Ираки приходится зятем Мултани. После смерти своего шейха Мултани переселился из Индостана в Анатолию, встречался с Коньеви и познакомился с идеями Ибн Араби, написал произведение под названием Лемеат...”. Умер в 688/1289 г. в Дамаске.

Занимающий место среди главных учителей Ибн Араби, Абу Мадйян Шуайб аль-Магриби (ум. 590/1194) был одним из самых влиятельных шейхов той эпохи. Абдулкадир Гейлани считался шейхом востока (Шейхуль-машрик), а он – шейхом запада (Шейхуль-магриб).

Акбарийя – тарикат, восходящий к Мухйиддину бин аль-Араби (ум. 638/1240), известному под именем Шейхуль-Акбар. Ибн Араби внес значительный вклад в мысль тасаввуфа своими произведениями Фусусуль-хикам, “аль-Футухатуль-Меккия, он также считается основателем тариката Акбарийя. Родился в Андалузии и странствовал по многим землям исламского мира того времени, посетил Египет, Дамаск, Анатолию. Ибн Араби считается суфи, систематизировавшим идею “вахдат-и вуджуд” (“единства бытия”). При его жизни идея “вахдат-и вуджуд” была представлена во всех регионах исламского мира различными мыслителями. Среди них обращают на себя внимание Абдулхак бин Себ’ин в Северной Африке, Ибнуль-Фарид в Египте.

Основателем тариката, возникшего в этот же период в Северной Африке, сохранившего свое влияние до наших дней и известного под названием Шазилийя, является Абуль-Хасан Али бин Абдуллах Шазили. После смерти в 657/1258 г. он оставил своим преемником Абуль-Аббаса Ахмада Мурси. Шазилийя является одним из наиболее распространенных тарикатов в Египте и Северной Африке.

Основание тариката Бадавийя связывают с именем родившегося в 596/1200 г. в Марокко и умершего в 675/1276 г. в Египте Ахмада бин Али Бадави. Ахмад Бадави, достигший духовной зрелости, посетив могилы таких великих мастеров тасаввуфа, как Ахмад Рифаи и Абдулкадир Гейлани, прибыл в Египет и обосновался в городе Танта. После более сорока лет наставнической деятельности он умер и здесь же был похоронен. Тарикат Бадавийя имеет еще названия Ахмадийя или Сутухийя, и до сих пор остается в Египте самым распространенным тарикатом после Шазилийя.

Основанный Мавляной Джалаледдином Руми (ум. 672/1273) тарикат Мавлявийя тоже возник в этот период. Мавляна через своего отца Бахауддина Веледа (ум. 628/1231) и Бурханеддина Мухаккика Тирмизи прошел постижение пути в тарикате Кубревийя, от Шамса Тебризи взял духовное упоение и вдохновение, от Ибн Араби перенял представление о единстве бытия (вахдат-и вуджуд) и, замесив все эти компоненты, создал совершенно новую школу. Мавляна был современником Шамса Тебризи, Баба Кемаля Дженди, Шейха Рукнеддина ас-Седжаси, Аухадуддина Кирмани, Фахреддина Ираки и Кирмани. Проведший большую часть своей жизни в странствиях Шамс, прибыв в 642/1244 г. в Конью, познакомился с Мавляной и изменил его жизнь. Тарикат Мавлявийя, уделяющий большое внимание стихам, литературе, религиозным напевам (сема), на протяжении многих лет был известен и имел большое влияние в различных областях Османской империи как тарикат “повелителей пера”.

Бурханеддин Мухаккик Тирмизи был мюридом Бахауддина Веледа. Прибыл вслед за ним из Балха в Анатолию и начал жить в Кайсери. Приверженец тариката Кубревийя.

Знаменитый шейх той эпохи Ади бин Мусафир Хаккарили жил в окрестностях города Мусул и там же умер (557/1162). Рузбихан Бакли (ум. в 606/1209 г. в Ширазе) был плодотворным мастером тасаввуфа. Известны его произведения Машрабуль-эрвах”, посвященное степеням и понятиям, и Шатахатус-суфийя.

Один из преемников Наджмеддина Кубры, Маждуддин Багдади был утоплен по приказу Хорезмшаха Султана Мухаммада в реке Джейхун. Фаридуддин Аттар в своем произведении рассказывает его историю. Воспитанником Наджмеддина Кубры был известный Сейфуддин Бахарзи (ум. 658/1259). Наджмуддин Рази, прославившийся своими произведениями, тоже жил в то время. Рази имел прозвище “Наджмуддин Дайя” (Няня Наджмуддин), под коим более известен. Передается, что он встречался с Коньеви и Мавляной. Знаменито его произведение Мирсадуль-Ибад.

Баба Кемаль Дженди был одним из преемников Наджмеддина Кубры и одним из тех мужей сердца, духовный свет которых озарил окрестности Бухары. Са’деддин Хамеви (ум. 650/1252) также принадлежал к числу преемников Наджмеддина Кубры. А его воспитанником стал Шейх Азиз Насафи (ум. 700/1300), автор произведений “аль-Максадуль-Акса” и “аль-Мабда’вель-меад”.

Это время знаменательно тем, что, с одной стороны, развивается и формируется суннитский тасаввуф, а, с другой стороны, под прикрытием тасаввуфа разворачивают свою деятельность шиитские течения, такие как Календери, Хайдери. Именно в этот период возникло течение “батыни”, которое можно назвать извращением ислама, основанное Хасаном Саббахом, а также секта Ихван-и Сафа. Они имели наиболее сильное влияние в областях Хорасана и Йемена – там, где был силен шиизм.

Именно в это время систематизируется идея единства бытия (вахдат-и вуджуд) и воспевается арабскими, иранскими и тюркскими поэтами. ‘Умар Хайям, Абу’ль-Ала аль-Маарри, Фаридуддин Аттар, Мавляна Джалаледдин Руми, Хафиз – поэты любви той эпохи.

Можно заметить, что если до XIII в. идеи тасаввуфа излагались языком Корана, Сунны, а также великих мастеров тасаввуфа, то с XIII в. для их объяснения возникает необходимость в применении некоторых философских терминов. Бытие, истина Аллаха и людей, и т.п. темы становятся предметами споров этого периода.

В XII-XIII вв. монгольские завоеватели шаг за шагом теснили исламский мир с востока к западу, от Междуречья к Анатолии. Джувейни в своей книге Тарих Джихангуша” так описывает монгольских захватчиков: “Пришли, жгли и рушили, убивали и вешали, затем бесследно исчезли”.

Несмотря на то, что такая внешне- и внутриполитическая обстановка способствовала застою науки, изредка в этот период появлялись личности, продвигавшие науку и общественную мысль, в том числе науку тасаввуфа. Хотя тасаввуф и является наукой состояний, в эти века в тасаввуфе, как один из методов обучения, широко применяются произведения, написанные в форме сравнения и противопоставления друг другу. Книга Ибн Араби Фусус...” и написанное  в ответ на нее произведение Коньеви “Фукук...”, произведение Фахреддина Ираки “Лемеат...” и труд Ибнуль-Фарида (ум. 632/1234) Диванобращают на себя внимание тем, что в них уделяется большое внимание размышлениям, идеи тасаввуфа обьясняются при помощи богатого набора понятий.

Мы видим, что в это время так возрастает значение ханках и дергах, что они распространяются до самых маленьких деревень и поселений. Начиная с этого времени можно говорить о системной организации тарикатов и шейхов. То, что на Шихабуддина Сухреверди халифом Багдада была возложена обязанность “шейха шейхов”, и особенно то, что Фахреддин Ираки султаном Мамлюков в Египте был назначен “шейхом шейхов Египта”, свидетельствует об этом[1].

Дергах становятся местом, где мюриды получают образование и нравственное воспитание, муршиды готовятся к деятельности наставников. В тех условиях образование и обучение в дергах проводилось двумя путями: посредством размышления и посредством действий. Обучение путем размышления проводилось через наставления, рекомендации и предупреждения, даваемые муршидами своим мюридам. Обучение путем действий проводилось через риязат, уединение, дополнительные пост и намаз, сорокадневное уединение, совмещенное с постом, чиле и т.п. практики, а также через прослушивание религиозных напевов и поминаний Аллаха.

Аухадуддин Кирмани (ум. 635/1237) и Садреддин Коньеви (ум. 673/1274) были выдающимися суфиями своей эпохи. Коньеви, ученик и последователь Ибн Араби, продолжал и распространял идеи своего учителя, написал такие произведения, как “Мифтахуль-гайб”, “ан-Нусус”, “аль-Фукук...”, “ан-Нафахатуль-илахийя”. Коньеви был дружен с Мавляной. Из его учеников известны Муаййадуддин Джунди и Абдурраззак Кашани.

Один из мюридов Мавляны, Хусамеддин Челяби (ум. 687/1288) был известным мастером тасаввуфа этого периода и вдохновил Мавляну на написание “Маснави”. Султан Велед был сыном Мавляны и после смерти Хусамеддина Челяби занял его место.

Один из воспитанников Шихабуддина Сухреверди, Шейх Са’ди Ширази (ум. 691/1292) стал одним из выдающихся поэтов-суфиев этой эпохи.

2. Тарикаты в XIV и XV веках.

В XII и XIII веках, после возникновения тарикатов и появления произведений, посвященых познанию Аллаха через тасаввуф, тасаввуф достиг определенного влияния и в обществе, и среди государственных деятелей. В XIV-XV веках, которые приходятся на время возникновения и развития Османского государства, тасаввуф переживал время своего наивысшего авторитета и влияния. В это время среди тарикатов ремесленников Анатолии заявляет о своем существовании братство Ахилик. Последователи тариката Ахилик возводят цепь преемственности к Досточтимому Пророку (саллалаху алейхи ва саллям). Их прозвали “обладатели щедрости и великодушия”. В противоположность хырке, надеваемой последователями других тарикатов, они носили “шаровары великодушия”. Обращает на себя внимание, что эта организация, в которую входило и много представителей интеллигенции, была не просто профессиональным союзом, а организацией с суфийским уклоном.

Распространение течения Ахилик (“ахи”) в Анатолии приходится на период конца правления Аббасидов. Также как и в случае с другими тарикатами, в приходе последователей Ахилик в Анатолию большую роль сыграло нашествие монголов. Однако течение Ахилик, благодаря этому переселению, только расширило поле своей деятельности и увеличило свое влияние.

Свидетельство Ибн Батуты, которое мы находим в его книге “Сайахатнаме”, о том, что в отсутствие султана предводитель общины “ахи” в городе правит, словно падишах, и оказывает прием приезжим путешественникам, показательно в отношении авторитета и влияния этой организации в то время.

Известно также, что в ту эпоху многие предводители общин “ахи” обосновывались в деревнях, строили там свои завия, чем сослужили службу, как отечественному строительному делу, так и в призыве к религии и наставничестве.

Одновременно с “ахи” в Анатолию, называемую еще “местом джихада”, прибыли из Туркменистана, Средней Азии, Хорезма и Хорасана дервиши братства Йасавийя.

Хаджи Бекташ Вали (XIV век), о котором известно, что он был преемником предводителя тариката Бабаи (ветвь тариката Йасавийя), турок по национальности, был выходцем из Хорасана и предводителем тариката, названного его именем. Ашикпашазаде пишет, что Хаджи Бекташ Вали прибыл из Хорасана вместе с младшим братом по имени Ментеш с намерением увидеть “Баба Ильяса”, с этой целью они посетили Киршахир и Кайсери и, в конце концов, Ментеш направился в Сивас и там умер шахидом. Также Ашикпашазаде упоминает, что Хаджи Бекташ Вали никогда не встречался ни с кем из правителей Османского двора.

Впоследствии жизнь Хаджи Бекташ Вали обросла мифами и легендами, чему способствовали члены тариката Бекташи. Стоит упомянуть и тот факт, что члены тариката Бекташи приняли большое участие в организации и деятельности корпуса янычар.

Авторитет суфиев среди народа подстегнул и без того немалый интерес и влечение правителей и государственных деятелей к тасаввуфу.

В период становления Османского государства строительство текке одновременно с медресе и присутствие Шейха Адабали (ум. 726/1325) наряду с Дурсуном Факихом (ум. 726/1326) было дальновидным шагом государства в установлении равновесия сил.

Шейх Адабали был влиятельным шейхом братства Ахилик и тестем ‘Усмана Гази (680/1281-726/1326). История упоминает о нем как о богатом шейхе, владевшем большим имуществом и стадами скота, дом которого всегда был полон гостей. Как передает Нашри от сына Шейха Адабали – Мехмеда паши, мюриды этого шейха занимали высокие государственные посты. Например, спутник Султана Орхана в завоевании Бурсы Ахи Хусейн был сыном брата Шейха Адабали – Ахи Шамседдина. И среди государственных деятелей было немало членов братства Ахилик, например, Ахи Махмуд и Чандарлы Кара Халил (ум. 789/1387).

Ташкопрулузаде (ум. 968/1560) и Ашикпашазаде (ум. 908/1502) упоминают в одном ряду с суфиями эпохи ‘Усмана Гази: Шейхом Мухлисом Баба (ум. 700/1301), Шейхом Адабали (ум. 726/1325), Шейхом Ашик Пашой (ум. 733/1333), Элваном Челяби (сыном Ашик Паши), Ахи Хасаном Челяби, Баба Ильясом Челяби, Баба Ильясом Аджема и другими. Шейх Мухлис Баба является сыном Баба Ильяса Хорасани, переселившегося в Анатолию, спасаясь от монгольских завоевателей. После распада государства Сельджуков он в течение шести месяцев исполнял обязанности эмира в городе Конья, затем отказался от должности и участвовал в сражениях вместе с Султаном Османом. Приходится отцом известному Ашик Паше.

Ибрахим Захид Гилани (ум. 700/1300) получил образование у шейхов тариката Сухревердийя Шейха Са’ди (ум. 691/1292) и Джемаледдина Азхари (ум. 672/1273). Его последователи образовали два больших тариката – Сафевийя и Халветийя. Основанный преемником Гилани Керимуддином Ахи Мухаммадом Халвети (ум. 751/1350) тарикат Халветийя станет после XV века самым большим тарикатом на территории Османского халифата, влияние этого тариката распространится от Ирана до Кавказа, от Анатолии до Румели. Тарикат Сафевийя был основан другим преемником Гилани – Сафиййуддином Эрдебели (ум. 735/1334). Вначале этот тарикат придерживался суннизма, но с течением времени все более склонялся к шиизму и даже подготовил почву для образования  шиитского государства Сефевидов. Гилан – это суннитская область Ирана. Сафиййуддин, его сын Шейх Садреддин (ум. 774/1392) и его сын Алауддин Али (ум. 833/1429), в основном, были последователями тасаввуфа. У Алауддина Али был сын Ибрахим (ум. 851/1447), а сын Ибрахима Шейх Джунейд (ум. 864/1460) на первый план вынес шиизм. Основатель государства Сефевидов шах Исмаил, в свою очередь, приходится внуком Шейха Джунейда со стороны дочери.

Принявшие участие в различных сражениях в войске Султана Орхана Гейикли Баба, Абдал Муса, Абдал Мурад, Дуглу (Айранлы) Баба и другие, имевшие приставку к имени “баба”, были последователями тариката Бабаи и мюридами Баба Ильяса. Для них были построены завия на склоне горы Кешишдаг (Улудаг), рядом с городом Бурса.

Хотя предания о взаимоотношениях Хаджи Бекташа Вали с ‘Усманом Гази являются более поздней выдумкой, и предание, что Хаджи Бекташ произнес молитву-благословение при учреждении корпуса янычар, не очень согласуется с историческими фактами, однако известно, что большинство туркмен, участвовавших в пограничных войнах во времена ‘Усмана и Орхана Гази были мюридами Хаджи Бекташа. Предание, связанное с учреждением корпуса янычар родилось, видимо, из уважения к памяти Хаджи Бекташа.

Как пишет Хаммер: “Все члены корпуса янычар были и воинами, и мюридами. Вплоть до того, что шейх тариката был командиром 99-го полка янычар, а восемь дервишей постоянно находились в лагерях янычар и денно и нощно молились за благополучие государства и победу своих товарищей”[2].

Живший в период зарождения Османской империи в области Дамаска Ибн Таймийя (ум. 728/1328) подверг жестким нападкам Ибн Араби и его сторонников. Однако во времена Османской империи почему-то ни в одной области империи не было заметного влияния идей Ибн Таймийи.

Последователь тариката Бекташи, мюрид Таптук Эмре (Йунус Эмре) не был предводителем тариката, но был суфи с очень тонкой душой и поэтом, способным выразить словами высокие чувства.

Мы не знаем, кто стал предводителем братства Ахилик после Адабали. Но из письма, содержащего аттестат и завещание-вакф, отправленного султаном Муратом I в месяце Раджаб 767 года (март 1366 года) Ахи Мусе − предводителю братства Ахилик в городе Гелиболук, мы узнаем, что предводителем братства Ахилик в это время был сам султан. В период правления Мурата I Худавендигара братство Ахилик постепенно начало перемещаться в Румелию.

В эти годы заметно влияние Шаха Накшибанди Мухаммада Бахауддина Бухари (ум. 791/1389), получившего в Туркестане благословение от цепи преемственности тарикатов Йасавийя и Хаджаган и начавшего новое движение в тасаввуфе. Шах Накшибанд был преемником Амира Кулала, который, в свою очередь, был родственником Амира Султана, переселившегося в Бурсу и обосновавшегося здесь. Этот тарикат, в особенности после периода руководства Мавляны Халида Багдади, приобрел в XIX веке сильное влияние и авторитет во всех областях Османского государства и всего исламского мира.

Известно, что в Османском государстве впервые тарикат Накшибандийя начал действовать благодаря Симавли Молле Абдуллаху Илахи (ум. 896/1491) во времена Фатиха Султана Мехмеда.

В XIV и XV веках среди последователей тариката Накшибандийя наиболее заметны такие сильные личности, как Мухаммад Парса (ум. 822/1419), Аляуддин Аттар (ум. 802/1399) и Убейдуллах Ахрар (ум. 893/1488). Убейдуллах Ахрар, в особенности, сыграл очень заметную роль в распространении тариката Накшибандийя. Известно, что сам Фатих Султан Мехмед Хан питал к нему большое уважение. Ахрар являлся шейхом Моллы Джами (ум. 898/1492), автора “Нафахатуль-Унс”, и Сафиййуддина Али (ум. 939/1532), автора “Рашахат”, представивших жизнеописания суфиев. В “Рашахат” особое внимание уделяется тарикату Накшибандийя и Убейдуллаху Ахрару.

Ближе к концу XIV века, после завоевания Анкары (761/1360), одновременно с ослаблением влияния в Анатолии братства Ахилик происходит быстрое распространение тарикатов Акбарийя, Мавлявийя, Зайнийя. Тарикат Акбарийя пришел на территорию Османского государства с Даудом Кайсери (ум. 751/1350) и развился благодаря деятельности Шамседдина Моллы Фенари (ум. 834/1431). Тарикат Зайнийя был принесен на османские земли Абдуллатифом Макдиси (ум. 856/1452).

Живший в эти века в Египте Ибнуль Мулаккин (ум. 804/1401) является автором многих произвдений тасаввуфа, в том числе посвященного жизнеописанию суфиев Табакатуль-аулия”.

Один из суфиев эпохи Йылдырыма Баязида, известный жителям Бурсы под именем Амир Султан, потомок Имама Хусейна ― Шамседдин бин Али аль-Хусейни (833/1429). Родом он из Бухары, там же получил образование и там же встал на путь тариката. Шамседдин Бухари, последователь ветви тариката Кубревийя – тариката Нур-бахшийя, возвращаясь из хаджа, прибыл сначала в Багдад, затем в Анатолию и обосновался в г. Бурса. Здесь он быстро приобрел славу и известность, после чего женился на дочери султана Йылдырыма Баязида ― Хюнде Султан, став, таким образом, зятем султана. Позднее он вместе с сотнями своих мюридов принял  участие в походе султана Мурата II на Стамбул (Константинополь). Передается, что когда Тамерлан захватил Анатолию, Амир Султан Бухари попал в плен и был отправлен к Тамерлану.

Особое место среди суфиев эпохи Йылдырыма Баязида занимает знаменитый Хамидуддин Аксарай (ум. 815/1412), известный под именем “Сомунджу Баба”, про которого известно, что он читал проповедь при открытии мечети Улу Джами.

В это время братство Ахилик постепенно теряет характер суфийского тариката и приобретает черты цеховой организации ремесленников, сохраняя свое влияние и авторитет. Хотя Ахилик в Анатолии и превратилось в цеховую организацию ремесленников, на Балканах это братство сохранило характер течения тасаввуфа. Например, султан Йылдырым Баязид построил в г. Диметока завию и передал этому учреждению несколько вакфов. В этот период в Новой Загре действовала завия Кылыч Баба, в Чирмене – завия Мусы Баба, а в Паша Ливасе – шестьдесят семь подобных завия. Уважение и почет к последователям тариката остались неизменными и в эту эпоху. Однако появились такие шейхи, как например, Симавна Кадысыоглу Шейх Бадреддин (ум. 820/1417), которые были одержимы мечтой, чтобы шейхи правили, словно шахи. Шейх Бадреддин, действуя руками своих последователей в алевитских кругах Анатолии и Румелии, организовал смуту, которая вылилась в т.н. “Алевитское восстание”[3].

Знаменитыми мастерами тасаввуфа XV века являются основатель тариката Байрамийя Хаджи Байрам Вали (ум. 833/1429) и его преемники – Акшамседдин (ум. 863/1459), Бычакчы Омер Деде (ум. 880/1475), Акбыйык Меджзуб (ум. 860/1455), Йазыджыоглу Мехмед (ум. 855/1451) и его брат Ахмад Биджан Эфенди (ум. 858/1454).

Среди суфиев этой эпохи стоит упомянуть Абдуллаха Руми (ум. 874/1469), последователя и зятя Хаджи Байрама Вали, затем через Хусейна Хамеви (ум. 832/1428) вставшего на путь тариката  Кадирийя и основавшего его ветвь Ашрафийя.

Во второй половине XV века тарикат Байрамийя развивается в различных своих ответвлениях (Шамсийя, Меламийя, Джалветийя), и в то же время расширяется влияние тарикатов Халветийя и Зайнийя.

В этот период ответвление Шамсийя (основанном Акшамсетдином) тариката Байрамийя представлено Ибрахимом бин Саррафом Хусейном (ум. 887/1482) из Кайсери, сыновьями Акшамсетдина – Файзуллахом (ум. 950/1553), Амруллахом (ум. 909/1503) и Хамдуллахом Челяби (ум. 897/1491), а также Сиврихисарлы Баба Йусуфом (ум. 918/1512) и Хабибом Карамани (ум. 902/1497).

Из ответвления Меламийя тариката Байрамийя, основанного преемником Хаджи Байрама Вали – Бычакчы Омером Деде (Омером Сиккыны), можно назвать Айашлы Бунйямина (ум. 926/1520), его преемника Пира Али Аксарая (ум. 945/1538), его сына Оглана Шейха Исмаила (ум. 935/1529), его преемника Ахмада Шарбана (ум. 952/1545).

Последователь тариката Зайнийя, известный под именем “Вафа” и являющийся преемником Абдуллатифа Макдиси (ум. 856/1452), Шейх Муслихуддин (ум. 896/1491) приобрел особый почет и уважение в период правления султанов Фатиха и Баязида II. Многие светлые люди эпохи приходили в его текке, расположенное в поселении, названном по его имени, чтобы получить воспитание тасаввуфа.

Несмотря на то, что тарикат Халветийя зародился в Иране, благодаря множеству своих преемников в Анатолии, он стал самым распространенным тарикатом в Турции того времени. Это было время преемников Йахьи Ширвани (ум. 869/1464), ставшего вторым учредителем тариката Халветийя. Среди основных представителей этого тариката в Анатолии ― Джамал Халвети (ум. 899/1493), известный как Челяби Халиф, Сюнбуль Синан (ум. 936/1529), Меркез Муслихуддин (ум. 959/1552), Деде Омер Рушани (ум. 892/1486), Ибрахим Гюльшани (ум. 940/1533) и Умми Синан (ум. 958/1551).

Джамал Халвети (ум. 899/1493) стал преемником Эрзинджанлы Пира Мехмеда Бахаеддина (ум. 879/1474), который, в свою очередь, был преемником Йахьи Ширвани. Джамал Халвети по приглашению султана Бязида II приехал и жил некоторое время в Стамбуле, выполняя функции шейха в дергах Коджа Мустафы Паши.

Меркез Муслихуддин Эфенди был преемником Сюнбуля Синана Эфенди. Он родом из города Денизли, впоследствии выполнял функции шейха в текке квартала Стамбула, который был назван по его имени

Айдынлы Деде Омар Рушани получил религиозное образование в городе Бурса, затем вступил на путь тасаввуфа, сначала был мюридом Аляуддина Али (866/1461) в Карамане, затем – Йахьи Ширвани в городе Ширване, став потом его преемником. Он основал ответвление Халветийя – Рушанийя, умер в 892/1486 г. в Тебризе.

Один из первых в Османскую эпоху авторов толкований иносказаний и знаков Священного Корана – Баба Ни’матуллах Нахджувани (ум. 902/1496) был шейхом братства Накшибанди того периода. Его толкование – “альаватихуль-Илахия”.

3. Тарикаты в XVI-XIX веках.

XVI век является временем наивысшего расцвета Османского государства. В XVII веке развитие Османского государства постепенно остановилось и пошло на спад. В совместной деятельности текке, медресе и армии, которая была очень согласованной до конца XVI века, в XVII веке начинается разлад. Противостояние текке и медресе в XVII веке становится особенно актуальным. Как и во всех других сферах, в тасаввуфе в это время наблюдается определенный спад. В то же время, в этом веке жили и осуществляли свою деятельность некоторые значительные и известные представители тасаввуфа. Ограничимся тем, что назовем некоторых из них.

К деятелеям тасаввуфа XVI века относится основатель ветви Халветийя – Синанийя Умми Синан Эфенди (ум. 958/1551). Родом он был из города Бурса или, по некоторым другим сведениям, из г.Призрани. Будучи ученым человеком, выбрал себе псевдоним “Умми” (“неграмотный”). Сначала он постигал тасаввуф у Хабиба Карамани, затем у Йигитбаши Мехмеда Эфенди (ум. 910/1504). В течение долгих лет был шейхом в своем текке в Стамбуле. В этот период создано одно из заметных произведений преемника Хабиба Карамани, Джамаледдина Исхака Карамани (ум. 933/1526) – трактат, посвященный вахдат-и вуджуд (идее единства бытия).

Султан Йавуз во время путешествия в Египет посетил могилу Ибн Араби и фетвой Шейхуль-ислама Ибн Кемаля оправдал его. После этого идеи Ибн Араби нашли в Османском государстве благодатную почву для распространения. В то время как имена Ибн Таймийи и его сторонников мало кто знал, идеи Ибн Араби приобрели в Османском халифате значительное влияние.

Ученик Айдынлы Деде Омара Рушани, Дийарбакырлы Ибрахим Гюльшани (ум. 940/1533) стал основателем ответвления Гюльшанийя тариката Халветийя. Во время правления султана Сулеймана Кануни, по причине клеветнических обвинений, он был вызван в Стамбул. Но после того как ученые люди, подобные Ибн Кемалю (ум. 940/1533), имели беседу с ним, стало ясно, что он являлся обладателем явного и тайного знания, и падишах лично принес ему извинения и отпустил домой.

Среди выдающихся личностей тариката Халветийя этого периода стоит отметить Софйялы Балы Эфенди (ум. 960/1553) и его преемника Нуреддинзаде Муслихуддина Эфенди (ум. 981/1573).

Согласно переписи, проведенной в период правления Сулеймана Кануни, в это время в Анатолии было 623 завия, в Карамане – 272, в Румели – 205, в Дийарбакире – 57, в Зулькадрийе – 14, в корпусе Паша – 67, в корпусе Силистра – 20, в корпусе Чирмен – 4.

Еще одна интересная личность эпохи Кануни Султан Сулеймана – это молочный брат султана Бешикташлы Йахья Эфенди (ум. 978/1571).

Двумя самыми известными суфиями, жившими в этот период в Египте, были Закария Ансари (ум. 926/1520), написавший толкование к “Рисаля” Кушайри, и Имам Шарани (ум. 973/1565). Имам Шарани занимает важное место в тасаввуфе Египта благодаря своему произведению “Табакатуль-кубра” и книгам, созданным на основе идей Ибн Араби.

Основатель ответвления Шабанийя тариката Халветийя, Шейх Шабан Вали (ум. 976/1568) из Кастамону был передовым, уважаемым шейхом своего времени. Его тарикат занимал прочное место среди самых распространенных ответвлений тариката Халветийя.

Переселившийся в конце XVI века из Сиваса в Стамбул Ахмад Шамседдин Сиваси (ум. 1006/1597), а также его преемники и внуки Абдулмаджид (ум. 1049/1639) и Абдулахад Нури (ум. 1061/1651), организовали суфийскую школу направления Халветийя, известную как школа Сивасидов. В XVII веке Сивасиды по некоторым вопросам вступят в спор со школой Кадызаде, и это войдет в историю как борьба Сивасидов и Кадызаде.

Среди известных суфиев XVII века следует назвать Абдуррауфа Мунави (ум. 1031/1621) из Египта, автора жизнеописания суфиев “аль-Кевакибуд-дуррия”; Имама Раббани (ум. 1034/1624), мастера тасаввуфа, благодаря которому тарикат Накшибандийя приобрел новый образ, внесшего большой вклад в распространение ислама и тариката Накшибандийя в Индии, ставшего обновителем ислама во втором тысячелетии; Азиза Махмуда Худаи (ум. 1038/1628), шейха тариката Джалветийя; Исмаила Руми (ум. 1041/1631), принесшего тарикат Кадирийя в Стамбул, построившего свое текке и основавшего ответвление этого тариката; Рамазана Махфи (ум. 1025/1616), основателя ответвления тариката Халветийя под названием Рамазанийя; Исмаила Русухи (ум. 1041/1631) из Стамбула, толкователя книги «Маснави». Наряду с другими  произведениями Русухи, в истории тасаввуфа особое место занимает его книга Минхаджуль-фукара” и толкование к книге Абдуллаха Ансари “Меназилус-саирин” на турецком языке. У последователя тариката Байрамийя-Меламийя Абдуллаха Эфенди (ум. 1054/1644) из Боснии, написавшего толкование к книге “Фусус...”, есть более шестидесяти произведений. Он похоронен в Конье рядом с Садреддином Коньеви.

Большой вклад в науку тасаввуфа внесли произведения, посвещенные темам тасаввуфа и жизнеописаниям, авторами которых являются Сары Абдуллах Эфенди (ум. 1071/1660), Закирзаде Абдуллах (ум. 1068/1657), Навизаде Атаи (ум. 1045/1635), Ибрахим Эфенди (ум. 1066/1655). Ибрахим Эфенди получил воспитание у Азиза Махмуда Худаи и позднее стал шейхом тариката Огланнар. Очень интересны толкование “Маснави” и произведения в стиле Ибн Араби Сары Абдуллаха Эфенди. Интересна и сама личность автора, который получил воспитание в тарикате Мелами.

Выполняющий служение в тарикате Халвети Хулви Махмуд Эфенди (ум. 1064/1654) известен своими произведениями, посвященными жизнеописанию и состояниям аулия и суфиев, которые были включены в сборник под названием “Лемезат хулви”.

Выдающимся представителем тариката Халветийя из ответвления Шабанийя был Али Алауддин Атуал (ум. 1090/1679), известный как Карабаш Вали, а Атпазары Осман Фазлы Илахи (ум. 1102/1690) представлял тарикат Джалветийя. Осман Фазлы был родом из Шумнулу в Болгарии и являлся очень многосторонней личностью. Отличавшийся прямотой и самоотверженностью, Осман Фазлы Эфенди был наставником для очень многих людей своего времени и удерживал очень многих от неверных поступков и действий, даже падишахов, за что ему иногда приходилось расплачиваться, отбывая ссылку. Главным его достижением стал его воспитанник Бурсалы И. Хакки (ум. 1137/1725). Бурсалы И. Хакки является автором более сотни произведений. Он оказал большое влияние на развитие мысли тасаввуфа. Среди них толкование Корана “Рухуль-байан” является одним из величайших произведений своей эпохи и занимает заметное место среди толкований Священного Корана.

В начале XVIII века многие шейхи из тариката Халветийя основывали свои ответвления, впоследствии названные по их именам, такие как Мехмед Насухи Эфенди (ум. 1130/1718) в Ускударе (он был современником Исмаила Хакки из Бурсы),  Нуреддин Джеррахи (ум. 1133/1721) в Карагумрюке, Хасан Сезаи (ум. 1151/1738) в Эдирне, Ниязи Мисри (ум. 1150/1737) в Малатйи. Все они являются авторами произведений, посвященных различным вопросам тасаввуфа. Кроме того, у Ниязи Мисри и Хасана Сезаи есть изданные сборники стихов.

Внук Сары Абдуллаха Эфенди, Ла’лизаде Абдулбаки (ум. 1159/1746) постигал путь тасаввуфа и в тарикате Накшибандийя, и в тарикате Меламийя.

Судя по его книге “Менакыб Меламийя-Байрамийя”, он был последователем пути своего деда.

Еще один влиятельный суфи XVIII века – Ибрахим Хакки (ум. 1186/1772) из города Хасанкале в Эрзуруме. В местечке Тилло области Сиирт он получил образование в традициях тарикатов Кадирийя и Накшибандийя при наставничестве шейха Факируллаха Эфенди, став впоследствии зятем своего шейха. Он обладал широкими познаниями и имел научный авторитет как в тасаввуфе, так и в астрономии. Самым значительным его произведением является “Ма’рифатнаме”.

Абдуллах Салахи Ушшаки (ум. 1196/1782) из Балыкесира получил аттестаты (иджаза) нескольких тарикатов, был плодотворным автором, написавшим около шестидесяти произведений.

Хашим Баба (ум. 1197/1783), поэт и суфи, последователь тариката Джалветийя в Египте, получил также образование и в тарикате Бекташи и открыл в местечке Инадийя области Ускудар свое текке, объединившее практику этих двух тарикатов. Его сборник стихов представляет высокую ценность, как с точки зрения литературы, так и с точки зрения тасаввуфа.

Мустакимзаде Садеддин Сулейман Эфенди (ум. 1202/1787), как и Ла’лизаде Абдулбаки, был последователем Накшибандийя и Меламийя. Увлекался также каллиграфией. У него есть около пятидесяти больших и малых произведений.

Принявшие тарикат Накшибандийя в XIX веке после Мустакимзаде, в основном, являются последователями ветви Халидийя. Живший в конце XVIII – начале XIX века Халид Багдади (ум. 1242/1826) сформировал совершенно новый образ тариката Накшибандийя. Прошедший воспитание тариката у Абдуллаха Дехлеви в г. Дели в Индии, Халид Багдади получил хорошее образование в медресе. Поэтому он был ученым, хорошо знавшим шариат. Этот период, совпавший со временем упразднения янычарского корпуса и закрытия всех текке Бекташи, является в то же время периодом, когда Накшибандийя стал самым распространенным в Османском халифате тарикатом.

Валиййуддинзаде Хыфзи Эфенди (ум. 1253/1837) в Стамбуле; Ходжа Хусамеддин Эфенди (ум. 1280/1863) в Бурсе; М. Нури Шамседдин (ум. 1280/1863) в дергах Йахьи Эфенди в Стамбуле; М. Мурад Эфенди (ум. 1264/1848) в дергах Мурада Моллы в Чаршамба; Вахйи Мустафа (ум. 1295/1878), родившийся в Стамбуле и почивший в Медине, ставший преемником Хусамеддина Эфенди из Бурсы; Хамза Нигари (ум. 1304/1887) из Карабаха; Ахмад Зийауддин (ум. 1313/1895) из Гумюшхане и Шейх Таха (ум. 1269/1853) из Хаккари – все это шейхи тариката Накшибандийя – Халидийя, которые много послужили делу ислама и делу нравственного воспитания людей на земле Османского государства в XIX веке.

Один из живших в XIX веке шейхов тариката Халветийя-Шабанийя, Ибрахим Эфенди (ум. 1262/1846) из города Кушада пользовался большим авторитетом среди ученых и государственных деятелей.

Если говорить о великих авторах-суфиях XIX века, то нельзя не сказать о Хариризаде М. Кемаледдине Эфенди (ум. 1299/1882). Известно, что М. Тахир Бей из Бурсы обращался к нему: “Мой учитель познания, владелец моих благ”. Произведение Кемаледдина Эфенди ”Тыбйану весаили’ль-хакаик” является первой в своем роде энциклопедией о тарикатах. Несмотря на то, что он скончался в очень молодом возрасте, успел оставить после себя около сорока книг.

4. Основные события в тасаввуфе в XVI -XIX веках.

XVI век – это время становления Османского правления в исламском мире, время, когда развитие в науки, управления, военного дела, литературы достигло самых высоких темпов. Перечислим здесь основные события в тасаввуфе, начиная с XVI века и до конца XIX века, ставшего временем распада Османского государства:

1) XVI век – это время, когда закончилось учреждение всех тарикатов, когда писались  произведения, посвященные тарикату и нравственности.

2) Плодом свободы мысли в Османском государстве стало оправдание Ибн Араби фетвой Шейхуль-Ислама Ибн Кемаля и распространение, особенно в поэзии и литературе,  идей “вахдат-и вуджуд”.

3) В XVII веке наблюдается упадок медресе и текке. Из-за того что принцип назначать преемником самого преуспевшего на этом пути ученика зачастую подменялся принципом назначать преемником кого-то из своей родни, наблюдается определенное падение уровня текке в это время. Часто шейхом тариката становился сын шейха, не обладающий необходимыми для этого качествами.

4) Спор между Кадызаде и Сивасизаде, принявший форму борьбы между текке и медресе, в XVIII веке достиг такого накала, что группы время от времени объявляли друг друга кафирами.

5) Несмотря на то, что в XIX веке процесс образования в текке и медресе приобретает обратный ход, в это время сформировались два таких великих суфия, оставивших глубокий след  в тасаввуфе, как Исмаил Хакки из Бурсы и Ибрахим Хакки из Эрзурума.

6) С упразднением корпуса янычар (1826) были закрыты многочисленные текке Бекташи и вместо них были назначены преемники из тарикатов Накшибандийя, Кадирийя и Мавлявийя. Таким образом, влияние тариката Накшибандийя в XIX веке, после Халида Багдади увеличилось, а Бекташийя занял позиции тайной организации.

7) В конце XIX века, в период правления Абдулхамид Хана Второго, как и во всех учреждениях, были начаты реформы по улучшению и упорядочению деятельности текке и дергах. Был объявлен “сьезд шейхов”. Сьезд шейхов принял решения, призванные улучшить деятельность текке и упорядочить их функционирование в районах их местонахождения.

8) Развитие издательского дела и появление все новых газет и журналов к концу XIX века оказывает влияние также на издательскую деятельность текке. Выходят в свет журналы “Джариде суфийя”, “Байануль-хак”, “Тасаввуф”.

9) Деятельность по реформированию тарикатов и текке развернулась в те же годы и в Египте.

10) Некоторые текке были закрыты, так как не нашлось шейхов, достойных ими управлять. Таким образом, сократилось количество текке. Функционирование, несмотря на все это, к концу XIX века в Стамбуле более 300 текке с общим количеством членов 300-500 тысяч, можно считать показателем интереса к ним со стороны народа.



[1] См. “Нефехат тердж…”,  с. 673.

[2] “Тарих”, I, 200.

[3] Алевиты – приверженцы имама Али (радыйаллаху анху), зятя Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).  Их отличает сильная любовь к Али (радыйаллаху анху),  потомкам Досточтимого Пророка и соответственно потомкам досточтимого Али, хотя такая любовь присуща всем мусульманам. Но они отличаются тем, что по их убеждению, после досточтимого Абу Бакра (радыйаллаху анху) халифом (предводителем всех мусульман) должен был стать не ‘Умар (радыйаллаху анху), а Али (радыйаллаху анху). И, соответственно, их политическое кредо состоит в том, что правителями должны быть потомки Али (радыйаллаху анху) – примеч. переводчика.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!