Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Святыня древнего Дербента

Ворота Ворот

В моем сентябрьском турне по северному Кавказу особое внимание следует уделить Дагестанскому городу Дербент.
В целом, хочу отметить для всех, кто любит сам выстраивать маршрут своих путешествий, не подчиняясь проторенным маршрутам и не привязываясь к определенному отелю или курорту, Кавказ – это идеальное место для таких туристов. Приехав, например в Махачкалу, ничего не стоит за час времени и сто рублей доехать до Хасавюрта, и оттуда за это же время и цену до Грозного, это уже Чечня. Благо сеть маршруток на Кавказе довольно развита, ходят часто, ездят быстро! . Из той же Махачкалы, двигаясь на юг вдоль каспийского побережья за каких то полчаса и символическую плату в 20 рублей можно добраться до Каспийска, попить знаменитых оригинальных советских молочных коктейлей, искупаться на городском пляже и еще примерно за час добраться до Избербаша. Там тоже отличное, чистое море и недорогие номера. Оттуда еще час и ты уже в Дербенте. От Дербента всего за полчаса можно достичь границы Азербайджана. И уже оттуда через 2-3 часа ты уже в жемчужине Азербайджана – Баку.
Но, как говорится, это будет уже другая история, а пока я приехал из Избербаша в Дербент. Время подходило к дневному намазу, и я решил зайти в ближайшую от автобусной станции мечеть. На воротах было написано по арабски Баб-аль-Абваб.
О значении этого изречения чуть позже, но забегая вперед, можно сказать, что это было символично. За дверью оказался двор, где была мечеть, комнаты для проживания учащихся и медресе.

Надо было пересечь рынок, где довольно грязно и неубрано, и раза три непонятные личности полуподпольным тоном предлагали коньяк. Да, к сожалению, это тоже Дербентская слава.

По пути в крепость жара и интерес к местным мечетям заставили меня сделать остановку в центральной городской соборной мечети, где исправно работал кондиционер и я совершил два ракаата приветственного намаза.

Справка:

Дербент переводится как замок, врата.
Проникновение Ислама в Дагестан, бывший некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав Арабского халифата, а следовательно, и на территорию современной Российской Федерации, началось с города Баб аль-абваб. Таким было арабское название Дербента, что в переводе означает «Ворота ворот».
Именно через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу. Впоследствии Дербент занял особое место в истории Дагестана.
Он являлся крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром. Здесь были построены первые мечети. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии.
В IX веке Дербент был в основном арабским городом (после завоевания Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский), но уже к Х-ХI веку стал полиэтническим и многокультурным, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, лезгины, табасаранцы, аварцы, лакцы, даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, осетины и др.
К 733 г. в Дербенте было построено 7 мечетей. Дополнительно действовала, как сейчас бы выразились, центральная мечеть для совершения пятничного (джума) намаза, которая является первой на территории СНГ.
Впоследствии мечетей стало еще больше. Они строились при халифе Харуне ар-Рашиде и ширваншахе Ибрагиме Дербенди. К 1796 году мечетей в городе насчитывалось уже 15.

Там где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трехкилометровую полосу равнины; замыкая её, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход. Роль Дербента и Дербентского прохода в древности была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важных и топографически удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азию.
Дербент считают одним из древнейших «живущих» городов мира. Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце 4 тысячелетия до н. э.. Первое упоминание Каспийских ворот — наиболее древнего названия Дербента — относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский.
Современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость, состоящая из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё к морю каменных стен, которые запирали узкий (3 км) проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города
Цитадель Нарын-Кала

Поднимаясь по крутым ступеням разрушенной стены древней цитадели Нарын-Кала пешком в 35-градусную жару под палящим солнцем, трудно вообразить какие-либо приятные впечатления от подобной экскурсии.
Но, дорогу осилит идущий, и, как только я завершил свое восхождение к воротам крепости, хвала Всевышнему, солнце зашло за тучи, пошел мелкий-мелкий моросящий дождь, и это не прекращалось до конца дня. Таким образом, я смог беспрепятственно пройти весь маршрут экскурсии и приобщиться к древней истории крепости, а также к мусульманским святыням этого архитектурного ансамбля.

Джума-Мечеть

Но вот, уже и день близится к концу, но надо еще успеть посетить кладбище, где расположены могилы святых.
Спускаясь по древним каменным узким улочкам можно увидеть древние бани, и, затем посетить древнейшую в Мире и в России мечеть – Джума-Мечеть.
Уютный двор окружен огромными чинарами, древний возраст которых доказан спектральным анализом. Сама мечеть находится как бы под землей, в горе, поэтому, и летом и зимой температура здесь довольно комфортная.

Справка:

Джума-мечеть входит в пятерку старейших мечетей мира. Семнадцатиметровый купол возвышался над плоскими крышами жилых построек, просторный тенистый двор играл роль главной городской площади
«В 733 году в каждом из 7 магалов Дербента было построено по одной мечети. Вместе с этими мечетями была построена большая мечеть для совершения общего пятничного намаза. Количество мечетей со временем изменялось и уже в 1796 году в Дербенте насчитывалось 15 мечетей. Над входом в мечеть имеется надпись о том, что в 1368—1369 гг. мечеть была восстановлена после землетрясения бакинцем Тажуддином. В 1815 году завершилось расширение и формирование всего комплекса мечети. В 1930-х годах мечеть была закрыта в ходе атеистической кампании, развернутой по всему СССР.
С 1938 по 1943 годы была перестроена в городскую тюрьму. В 1943 году постановлением из Москвы мечеть была возвращена духовенству города с правом дальнейшего использования её по прямому предназначению. В советские годы Джума-мечеть являлась крупнейшей на Северном Кавказе, а до последних лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. По этой причине пятничный намаз в Дербент съезжались верующие из разных районов Южного Дагестана
В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:
«...Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет... Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего... и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу»

Кырхляр

После Джума-Мечети я пошел дальше к кладбищу. Кажется, время застыло среди вертикальных надгробий древнего кладбища. Чем древнее надгробие, тем проще рисунок и меньше изысков. Некоторые из них Время наклонило в разные стороны. Так и люди придут на Судный день по разному, кто-то будет стоять прямо, а кто-то совсем по другому. Это напоминание живым о загробной жизни.
Дальше взору открывается Мавзолей Тути-Бике.

Справка:

В Дербенте жила Тути-Бике, которую жители города почитали как мудрую, рассудительную женщину. О том, как она правила городом, рассказывается в книге Назима Касумова «Дербент - ворота Кавказа».

В 1774 г. уцмий кайтагский со своими союзниками напал на Кубу в то время, когда Фатали-хан находился в Дербенте. Узнав об этом, он переправился через Самур с войском, но близ Худата, на Кевдушанской равнине, был разбит и с малым числом приближённых скрылся в Сальяне. Летом 1774 г. уцмий разорил Кубу и после этого пошёл на Дербент, распространяя слух, что Фатали-хан убит. Обороной Дербента руководила его жена Тути-Бике.

Тути-Бике - мудрая легендарная правительница Дербента второй половины ХVIII в. Однажды Фатали-хан устроил состязание стрелков. В нём участвовали достойнейшие джигиты Дербента и из окрестных мест. Победителем оказался претендент в маске. Когда он снял маску, все ахнули от удивления, перед ними стояла прекрасная девушка, оказавшаяся сестрой кайтагского уцмия Эмир-Гамзы - Тути-Бике.

Тути-Бике понравилась правителю города Фатали-хану. Он женился на ней и сделал её правительницей города. Конечно же, всё это красивая легенда, в реальности всё обстояло иначе. Тути-Бике - сестра кайтагского уцмия Эмир-Гамзы. В 1766 г. правитель Кубы и Дербента Фатали-хан женился на Тути-Бике. Шесть месяцев в году Фатали-хан жил в Кубе, 6 месяцев в Дербенте, а в его отсутствие Дербентом правила Тути-Бике. По договорённости, выдав сестру за Фатали-хана, уцмий должен был стать мужем его сестры. Однако Фатали-хан, женившись сам, передумал выдавать свою сестру за Эмир-Гамзу, что послужило причиной долгой вражды между ними. Несколько раз, пользуясь отсутствием в городе Фатали-хана, Эмир-Гамза нападал на Дербент, но каждый раз Тути-Бике удавалось отражать атаки брата.

Народная память свидетельствует, что правительница Дербента Тути-Бике в период наивысшей угрозы над городом в 1774г. со стороны кайтагского уцмия Эмир-Гамзы (родного брата Тути-Бике) проявила стойкость и мужество. Девять месяцев длилась осада города. В городе закончились запасы продовольствия, начались болезни и голод. Эмир-Гамза, известив сестру о ложной смерти Фатали-хана, потребовал сдачи города. Однако она отвергла предложение брата и, переодевшись в мужскую одежду, возглавила оборону города. Когда многие влиятельные вельможи оставили город на произвол судьбы, жители Дербента увидели Тути-Бике на городских стенах среди защитников, где она распоряжалась действиями городского гарнизона и огнём крепостных орудий. О её храбрости и решительности свидетельствует тот факт, что в момент осады города она не прервала молитвы и по её завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, не растерявшись, ударом кинжала убила их предводителя. Изумлённые мужеством женщины враги разбежались. Она своей неустрашимостью вселяла уверенность в защитников города. Во многом благодаря ее мужеству и умелому руководству город и на этот раз выстоял.

У мавзолея я встретил очень приветливого круглолицего мусульманина, который оказался азербайджанцем и своим ликом и акцентом очень напоминал нашего любимого учителя. Он любезно согласился провести меня по зияряту. Там мы познакомились с почтенной супружеской парой чеченцев, которые как выяснилось, никогда не жили на родине, но тем не менее приехали в Дагестан посетить святыни. Наш гид усадил нас на скамейке у кладбища и поведал историю о том как много лет назад первые сподвижники Пророка, мир ему, вели у стен этой крепости неравный бой с превосходящими силами хазарских племен. Мужество и героизм сорока сподвижников удивляло самих врагов мусульман. В их рядах все больше и больше появлялась паника и уверенность в то, что эти асхабы бессмертны. Но все же, в итоге им удалось окружить асхабов и закидать их тучами стрел. Предводитель Хазаров настолько обозлился на то, что потерял столько людей и не смог легко одолеть малочисленное войско мусульман приказал в назидание другим не хоронить тела шахидов. После этого с Хазарами начали происходить различные бедствия и природные катаклизмы. Один из старейшин посоветовал царю все таки похоронить тела мучеников. Когда Хазары пришли к месту последнего боя сахабов, то обнаружили, что их тела не тронуты тленом, и кровь даже не запеклась на их ранах. Узрев это чудо, они похоронили воинов Ислама со всеми почестями, и вскоре все бедствия исчезли.

Справка:

Кирхляр (тюрк, «сорок») - одно из древних захоронений на Кавказе. Расположено на расстоянии 500 м. к северу от ворот Кырхляр - капы, на участке размером 19,5м.х18м., ограждено каменной оградой двухметровой высоты и занимает часть Северного мусульманского кладбища. Арабские средневековые источники и местная историческая хроника «Дербент-намэ» связывают это захоронение с первым походом арабов к Дербенту в 22г. хиджры (642/Зг.) под предводительством Сальмана ибн Рабиа-аль-Бахили.
Легендарные сведения о героических подвигах газиев (мусульманские воители за веру) в этом походе, об их битве, с «не ведавшими благодати истинной веры» хазарами сообщают многие средневековые арабские авторы и местные предания, которые едины сюжетом и разнятся между собой лишь незначительными подробностями.
Надгробия представляют собой саркофаги, состоящие из единого, выдолбленного внутри камня. Длина наиболее крупных надгробий достигает 3,2 м., высота - 0,8 м., ширина - 0,7 м., толщина - 10-12 см.
На протяжении многих веков мусульмане Дагестана и прилегающих к нему регионов чтят могилы «святых шахидов» и поклоняются им, как святыне ислама, прося избавление от бед и несчастий, исцеление от болезней, исполнения желаний.
Мусульмане Дагестана и близ лежащих территорий уважают и поклоняются святому захоронению в течение многих столетий. Сюда приходят и приезжают с подаянием и подношениями, чтоб просить избавления от мук, болезней и несчастий. Адам Олеарий писал об этом: «..Персы и татары ежедневно приходят сюда молиться. Прежде здесь учреждена была выдача богатой милостыни. Теперь же это место стережётся лишь одним стариком, живущим здесь; он сам живёт милостынею от тех, кто приходит для посещения могил. Когда праздновалось жертвоприношение Авраама (Курбан байрам), они (т.е. паломники) пришли к Кырхляру, чтобы по своему обычаю принести жертву. Они шли друг за другом, целовали надгробные плиты, держали руки над ними и молились».
Данные о том, что ещё в древности арабы почитали захороненцых здесь, как сыновей, персияне, как соплеменников, азербайджаны, как сородичей, свидетельствуют о большой известности Кырхляра. Ведь и Федот Котов, поражённый рассказами о сорока мучениках, христианин, поклонился святым могилам, когда покидал город.
Являясь и сейчас святым местом для мусульман, Кырхляр находит почитание также среди христиан и иудеев.
Между саркофагами стоит каменная детская люлька. Если бездетные супруги смогут вместе раскачать ее, то у них обязательно родится ребенок.

Эпилог

На память мы сфотографировались с гидом. Очень позитивный и светлый человек. Кстати, он подсказал, что с кладбища, через другой вход, есть более короткий путь к автобусной станции. Дай Бог ему здоровья!
После моего рассказа об этом зияряте, наш учитель посоветовал написать об этом статью. И, теперь, заканчивая ее я хочу выразить ему слова благодарности, за то, что он дал мне шанс еще раз пережить это замечательное путешествие. Готовя очерк и просматривая исторические справки, я узнал еще больше интересных фактов об этом месте людях и времени.
Хорошо, что люди помнят святыни, и хорошо, что есть люди, которые их охраняют!

БисмиЛляхиРрахманиРрахиим
Валь Аср
Инняль ИНсяна Ля фи Хуср
Иллля лязина Аману ва Амилю Ссалихати
Ва тава савбиль Хакки
Ва тава савби Ссабр

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

madrasa vzrosloe

detskoe madrasa

library

school iman

massage

endowment

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!