Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Правильная ли у тебя «Акида»? (1) 

Есть определенные группы, обвиняющие других мусульман в бид’ате, которые муссируют тему «хабари сыфатов» в нашем обществе и тем самым вносят путаницу в умы простых граждан. Называя себя «приверженцами пути саляфов» (хотя в реальности это не так), они считают «заблудшими» как большую часть мусульманской общины, придерживающейся взглядов Имама Аш’ари и Имама Матуриди (основателей двух школ Ахлюс-Сунна в вопросах акиды), допускавших «таавиль» в отношении «хабари сыфатов», так и последователей истинных «саляфов», не прибегающих к «таавилю», но и не берущих «буквальный» смысл, а оставляющих истинный смысл за Всевышним Аллахом [1], т.е. делающих «тафуид». Такие лица обычно начинают свои наставления и проповеди с вопроса «А правильная ли у тебя акида?». Если вы ответите, что придерживаетесь в вопросах акиды взгядов Имама Аш’ари или Имама Матуриди или же на вопрос: «Где Аллах?», не укажете на небо, то ваша акида будет охарактеризована как акида «заблудших» [2].

Я не могу забыть один случай, имевший место в моей практике. После завершения учебы в университете «аль-Азхар» я пришел работать в качестве преподавателя в университет «Нур-Мубарак». Уже на одной из первых лекций в сентябре студенты стали задавать мне вопросы: «А есть ли у Аллаха пальцы, руки, глаза и лицо?». Я был озадачен, что студентов волнуют подобные вопросы и что они интересуются ими уже в самом начале учебного года. Оказывается, до меня им читал лекцию один молодой наставник, придерживавшийся так называемой «акиды саляфов» (хотя в реальности его акиду «акидой истинных саляфов» назвать невозможно).Когда я решил просмотреть записи моих студентов, то увидел, что этот наставник диктовал им аяты и хадисы- «муташаббихат». Например, «Рука Аллаха над их руками», «Сердца всех потомков Адама между двумя пальцами Аллаха» и преподносил студентам буквальный смысл этих аятов и хадисов, т.е. он толковал аяты и хадисы-«муташаббихат» в буквальном смысле. Этого молодого преподавателя сразу же уволили, после того, как выяснилось, что именно он преподавал студентам.

 

Напрашивается вопрос, почему этот молодой человек на самой первой лекции решил открыть эту довольно сложную тему первокурсникам, студентам еще не владеющим азами исламских наук.

Причина в том, что приверженцы подобных взглядов считают эту тему «архиважной», и тех мусульман кто не поддерживает их – считают «заблудшими». В Египте, также можно встретить представителей этого течения. Если им сказать, что обучаетесь в университете «аль-Азхар», то их ответ будет следующим: «У тебя акида не правильная, так как, там учат акиде Аш’ари»

Вообще-то, специально поднимать тему «хабари сыфатов», вызывать суматоху вокруг этой темы, превращать её в актуальную проблему, само по себе является бида’том! Разве Имам Малик не ответил человеку, который пришел к нему с подобным вопросом: «Милостивый (Ар-Рахман) «истауа» (букв. пер. «вознесся» «утвердился») на «Арше», как Он Сам это описал в Коране. Нельзя спрашивать: «Как? Каким образом?». Так как, у Всевышнего нет «образа» и неподобен Он ничему. Ты заблудший человек, впавший в бид’ат» [3].

Да, Имам Малик назвал «заблудшим» человека спросившего такой вопрос единожды и велел выдворить его. Кто знает, может у того человека и не было плохого намерения. Несмотря на это, ответ Имама Малика был категорическим. А что можно сказать про тех, кто поднимает шумиху вокруг этой темы, когда её никто и не затрагивал, кто преднамеренно муссирует её?! Что сказал бы Имам Малик, если бы увидел людей, распространяющих книги, аудио-видео материалы, посвященные этой теме, людей ввергающих простых верующих в замешательство?! Ответьте, пожалуйста!

 

Эта тема не является основополагающей, и не относится к той категории, которую следует преподнесить в первую очередь или на начальных этапах. Даже ученые, посвященные в тонкости подобных тем, старались не утруждать ими умы простого люда. Но как это было отмечено выше, по вине некоторых наших братьев, эта тема стала обретать все большую актуальность в нашем обществе, более того, стали появляться противоборствующие лагеря, по причине чего нам пришлось затронуть эту тему и провести её научный анализ.

На самом ли деле те, кто называет себя «приверженцами пути саляфов и акиды саляфов» придерживаются акиды сахабов, табиинов, и табаи-табиинов? Конечно же, нет! Так как, они утверждают: «У Аллаха есть руки присущие Ему. Но Его руки не похожи на наши и мы не знаем, какие они». Более того, некоторые идут еще дальше и говорят: «Подобно тому, как лапы собаки или кошки отличны от рук человека, так и руки Аллаха отличны от наших»?! То есть они берут буквальный смысл слова «йяд» в муташаббих аятах и хадисах (слово «йяд» в арабском языке при прямом, дословном переводе означает «рука»), хотя при этом и говорят: «Мы не знаем какие руки у Аллаха». Но говорить, что «мы не знаем каковы руки у Аллаха», вовсе не означает Его возвеличивания. Это утверждение является «уподоблением Аллаха сотворенному». Пусть они утверждают, что «рука Аллаха не похожа ни на одну руку сотворенного», но понятие «рука», в общем, означает определенный орган, в котором нуждаются для того, чтобы сделать что-либо. А Всевышний Аллах не нуждается ни в чем. Он не нуждается ни в каких-либо приспособлениях, средствах или органах. Поэтому ученые-саляфы говорили о том, что буквальное значение слова «ияд» не является целью Всевышнего, так как Аллах бесподобен.

 

Те, кто сегодня представляет себя в качестве «поборника» «акиды саляфов» на самом деле не придерживаются «акиды саляфов». Например они дословно понимают аят «Милостивый (Ар-Рахман) - Он «истауа» (букв. пер. «вознесся» «утвердился», а переносный смысыл: «А потом вознес Свою власть над Троном, то есть над всеми мирами») на «Арше» [4], т.е. они понимают слово «истива» в его буквальном смысле (в смысле «истикрар»), как «воссел, утвердился на троне». Если они не понимали бы дословно, буквалистски «муташаббих» аяты и хадисы, т.е. не представляли бы слово «йад» в буквальном смысле как «рука», или слово «истива» как «восседание на трон», то они не вызвали бы аргументов против себя.

 

Входящий в число ученых-саляфов Абу Ханифа в книге «Аль-уасия», в своем завещании ученикам, пишет следующее: «Мы верим, что Аллах «истауа» (букв. пер. «вознесся» «утвердился») на «Арше». Но мы верим, что «истюуа» осуществлено не садясь или водружаясь и без всякой нужды Аллаха к Аршу. Аллах не нуждается ни в чем и ничто не подобно Ему, Он является хранителем «Арша» и всего другого. Если бы Аллах нуждался в чем-либо, Он не смог бы сотворить этот мир и управлять им, стал бы подобным сотворенным. Если бы Аллах нуждался в восседании на «Арше», то где Он был до сотворения «Арша»? Аллах превыше и пречист того, чтобы нуждаться в «Арше» (или в чем-либо другом) и восседать на «Арше» (или на чем-либо другом)» [5].

Абу Ханифа, входивший в число табаи-табиинов, следовательно считающийся одним из «ученых-саляфов», предупреждал об ошибочности понимания слова «истива» в аятах-«муташаббих» в буквальном смысле как «воссесть, утвердиться на троне» (в смысле «истикрар»). Но сегодня те, кто громогласно заявляет о правильности своей акиды и обвиняет других в заблуждении, объясняют слово «истива» в смысле «истикрар», т.е. буквально в смысле «воссесть, утвердиться на чем-либо». Может ли это быть акидой сляфов?!

Последователи этих идей говорят: «Мы не отрицаем прямой смысл слов в «хабари сыфатах» (муташаббих аятах и хадисах) и мы знаем, в каком значении, с каким смыслом они употреблены, но мы только не знаем в какой форме, как это обстоит».

Их утверждения о том, что «у Аллаха есть глаза, но не как у нас, а присущие только Ему» или что «Аллах воссел на Арш, но не так как мы», особенно оговорки наподобие «присущие только Аллаху», «отличное от нашего» могут показаться не углубленным, не сведующим в религиозных науках верующим как «возвеличивание Аллаха». Но сколько бы они не утверждали о том, что «глаза Аллаха не как у нас, а присущие только Ему», все равно «глаз» означает определенный орган, с помощью которого видят и лишение которого лишает возможности видеть. Т.е. буквальный смысл слова «глаз» никак не приемлем для описания атрибутов Всевышнего Аллаха. Аллах всевидящий без каких-либо органов или приспособлений.

 

Примечание:

[1] т.е. уверовавшим во все сказанное в подобных аятах и хадисах, при этом, не принимающим буквальный смысл и не уподобляющим Аллаху чему-либо
[2] Вообще-то, полагать, что Аллах над нами на небе, представляется неверным даже с точки зрения астрономии, как всем нам известно, Земной шар имеет округлую форму, следовательно, небо может находиться в разных направлениях относительно нас, т.е. то, что будет считаться вверху на небе для человека на одной стороне Земного шара для человека на другой стороне Земного шара будет снизу.
[3] Мухаммед Наъим Мухаммед, ал-Канун фи ъакайдил-фираки уал-мазахибил-исламия, 417-стр. Изд. «Дарус-салам», Египет, 2007 г.
[4] сура «Араф», 54-аят
[5] Акмалуд-дин Мухаммед ибн Мухаммед ал-ханафи,
Шарху уасиятил-имам Аби Ханифати, 52-стр. Изд. «Дарул-фатх», Египет 2009 г.

Автор: Қайрат Жолдыбайұлы аль-Ханафи
Экс-главный имам мечети Хазрат Султан

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

madrasa vzrosloe

detskoe madrasa

library

school iman

massage

endowment

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!