Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Фикх и шариат

 

С арабского языка слово «фикх» переводится как «знать», «понимать», «понимать ситуацию». Терминологическое значение этого слова таково: «Знать положения, которые против или же за». Существует и другое определение, согласно которому фикх – это подробное знание религиозных положений, касающихся ритуалов поклонения, «маумалата» (взаимоотношений) и системы наказаний. (Ибн Абидин, Реддуль мухтар, Бейрут, 1272, 1/34; Мухаммад Абу Захра, Усулуль фикх, 1958, стр. 6-7).

В Коране использованы различные слова, имеющие в корневой основе слово «фикх». Они употреблены в значении «знать», «понимать», «постигать». (Сура ан - Ниса, 4/78; аль -Аграф, 7/179; Худ, 11/91; ат - Тавба, 9/122). Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Если Аллах пожелал добра для кого-либо, Он сделает его факихом в религии (то есть, человеком, который понимает все тонкости религиозных положений)». (Бухари, Илим, 10).

В период правления четырех праведных халифов, под словом «фикх» подразумевались знания. Термин «аль фикху Акбар» вбирал в себя знания акаида и тавхида; «аль фикхуль виждани» – нравственное воспитание. А отдельное слово «фикх» касался практических, культовых вопросов. Определение Абу Ханифы фикха как предмета науки: «Фикх – это знание человеком тех положений, которые против или же за него», имеет общее, абстрактное значение. В то время «келам» (вероучение), «иман» (основы веры), «ахляк» (нравственность) и «тасаввуф» (система воспитания высших духовных качеств) еще не оформились в отдельные ветви науки, поэтому произведение Абу Ханифы «аль Фикху Акбар» включало в себя вопросы вероучения. Но с течением времени, когда начали развиваться отдельные отрасли науки, фикх стали пояснять – с точки зрения практических действий – как раздел науки, включающей в себя только вопросы «ибады», «муамалат» и «укубат» (наказания). (См. Маджалла, пункт №1).

Выражение «хухукуль исламия», начавшее использоваться совсем недавно, кроме «ибады», включает в себя положения «муамалат», «укубат» и «мирас» (наследование).

Предметом изучения науки «фикх» являются действия людей, обязанных выполнять все требования Ислама, как повелительного, так и запрещающего характера. Это действия могут сформулированы в следующих выражениях: для намаза – «совершать»; для грабежа – избегать и не делать; в вопросах питания – «мухаяр» (представление свободы выбора). Обязанность людей, здравомыслящих и достигших совершеннолетия, следовать требованиям шариата, означает дееспособность личности к соблюдению законов. Свод религиозных положений, связанный с ибадой, муамалатом и наказаниями, называется шариатом. Этот термин используется в значении «религия». Но в таком случае это слово вбирает в себя как вопросы вероучения, так культовые действия. Однако в большинстве случаев термин «шариат» используется в тех вопросах, которые касаются религиозно-культовых деяний. С этой точки зрения, шариат представляет собой практическую, внешнюю сторону духовной системы.

Человека, который знает науку фикх, называют факихом. Множественная форма «фукаха». Это же слово в «усулуль фикх» имеет значение «мужтахид», то есть, это ученый, обладающий знаниями и полномочиями, который, опираясь на религиозные источники Ислама, может вывести новые религиозные суждения или же принять новые решения. Что касается слова «муфтий», то это должностное лицо в системе религиозного суда, который выносит решения (фетвы) по разным религиозно-юридическим вопросам, основываясь на положения Корана, Сунны, общие суждения ученых и прецеденты из практики. Факиха, который не является мужтахидом, но при возникновении вопросов передающего суждения и мысли других мужтахидов, называют муфтием, а ответ на вопрос называется «фетвой». Относительно ижтихада, фетва носит узко-специфический характер.

В тех вопросах, которые ясно и четко освещены положениями Корана и сунны, в тех проблемах, согласно которых между учеными-правоведами нет никаких разногласий, необходимость в ижтихаде не возникает. Но в некоторых практических делах необходимо найти правильное решение, которое находят, опираясь на истихсан, маслахат, орф-адат и шарана ман каблана. Ижтихад и фетва нужна именно в этих случаях.

Некоторые факихи, которые усовершенствовали свои знания в период жизни известных сподвижников и «табаинов», благодаря различным ижтихадам и фетвам, обрели такие знания, что в последующие времена, достигнув своего апогея, положили начало возникновения новых направлений. Такими были: хазрат Айша, Абдуллах ибн Умар, Абдуллах б. Масуд и др. Из табаинов были семь мединских факихов и Нафи (умер в 117/735), из Куфы – Алкама б. Кайс (умер 62/682), Ибрахим ан Нахаи (умер в 96/714), Хаммад б. Абу Сулейман (умер. 120/738), из Басры – аль Хасануль Басри (умер 110/728).

Фикх, как наука, получила наибольший расцвет в первые двести лет периода правления Аббасидов (750-1258). Именно в это время появились великие имамы и знаменитые мужтахиды. Это такие ученые, как: Суфьян б. Уяне (Мекка), Малик ибн Анас (Медина), аль Хасануль Басри (Басра), Абу Ханифа и Суфьян ас Саври (Куфа), аль Авзаи (Шам), аш Шафии и аль Лейс б. Сад (Египет), Искак б. Рахуе (Нишапур), Ахмад бин Ханбал, Давид аз Захири, ибн Джарир ат Табари (Багдад) (радыяллаху анхум).

У каждого из этих ученых была своя система и методика ижтихада, свой подход к проблемам и свои взгляды. Приходится констатировать, что в данное время у многих факихов из-за того, что они не смогли создать юридическую систематизацию своих взглядов и, как это было у Захирий – слишком предвзятое отношение к другим направлениям (они не принимали методику кияса) – не осталось последователей.

В данное время продолжают свое существование мазхабы Имама Абу Ханифы, Имама Шафия, Имама Малика и Имама Ахмада бин Ханбала. Взгляды этих ученых получили большое распространение среди огромной массы людей. С другой стороны, сохранились и некоторые течения шиитов, хариджитов.

Лексическое значение слова «фикх» - знание, понимание, проницательность.

В Коране («Ан-Ниса», 78; «Худ», 91) слово фикх употребляется не для обозначения учения как такого, а в значении проницательности, острого восприятия и понимания цели высказывания.

Терминологически ханафиты дали определение слову «фикх» как «практическое понимание шариатских решений вынесенных за или против, исходя из действий человека», а шафииты как «понимание практических шариатских норм, как богослужение поклонение, поведение и наказание исходя из подробных доказательств».

Ибн Хаджарь аль-Аскаляни, да помилует его Аллах, сказал: «"Факуха" говорят в том случае, когда понимание является врожденным свойством человека; "факаха" - когда человек понимает что-либо раньше других, а  "факиха" - когда он понял что-либо».

Мусульмане используют слово «фикх» в качестве специального термина в двух значениях:

1. «Фикх» есть знание об установлениях шариата, касающихся практической деятельности, и указания на эти установления. В этом смысле «фикх» является таким качеством, которое указывает на знание человека, а тот, кто обладает этим качеством, считается факихом.

А установления шариата – это веления и запреты, которым Аллах придал силу закона для людей с целью регулирования их частной и общественной жизни.

2. Кроме того, «фикхом» именуются установления шариата как таковые. В своей книге  «Введение в фикх» шейх Мустафа аз-Зарка пишет: «Сначала "фикхом" именовалось знание об установлениях шариата, а потом так стали называть сами эти установления. Именно это имелось в виду, когда человек говорил: "Я изучал фикх". Таким образом, фикх определяется как совокупность практических установлений шариата».

Шейх Алляль аль-Фаси, да помилует его Аллах, сказал: «Религия представляет собой совокупность установлений, имеющих силу закона, а шариат есть Коран и Сунна. Что же касается фикха, то он является наукой обо всем этом. Очевидно, с самого начала шариат понимался как путь, а фикх – как рассуждение с целью понимания, разъяснения и истолкования шариата. Следовательно, можно сделать вывод о том, что фикх не может являться чем-то отдаленным от шариата, или находиться вне его, ибо он существует только в силу существования шариата».

Таким образом, фикх и шариат представляют собой две стороны одного и того же явления, что подтверждается многочисленными указаниями Корана и Сунны. Эти указания разъясняют достоинство фикха и показывают, что фикх является наукой, позволяющей постичь установления шариата, связанные с выполнением определенных обязанностей, которые были возложены на нас Аллахом через Коран и Сунну Пророка, мир Ему. Исламский фикх является законом (шариатом) Аллаха, соблюдая который мы поклоняемся Аллаху.

Следует отметить, что заявления некоторых современных мусульманских авторов, призывающих к отделению фикха от шариата, являются несостоятельными и опасными.

Несостоятельность этих призывов объясняется использованием неверных аргументов этими людьми. Они утверждают, что фикх есть деятельность улемов, их иджтихад и их суждения, тогда как к числу установлений шариата относится все то, выполнение чего Аллах вменил нам в обязанность через Коран и Сунну Пророка, мир Ему, поскольку Аллах обязывает нас поклоняться Ему посредством установлений шариата, а не посредством высказываний и суждений улемов.

Однако люди, использующие этот аргумент, упускают из виду то обстоятельство, что в своих утверждениях и суждениях улемы опирались на извлечения из Корана и Сунны. Вышеупомянутые суждения и утверждения принадлежат улемам в том смысле, что это они извлекли их из Корана и Сунны, но в то же время они являются установлениями религии Аллаха и Его шариата, выполнение которых Он возложил на нас, ибо Аллах Всевышний сказал: «…так спросите обладателей Писания, если вы не знаете» («Пророки», 7). Аллах Всевышний также сказал: «И не следует всем верующим выступать (в поход. Лучше) если бы выступала часть (людей) из каждой их группы, (а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)» («Покаяние», 122).

Необходимо пояснить, что понимание айатов Корана хадисов Пророка, мир Ему, и извлечение из них установлений есть наука, которой могут хорошо овладеть лишь те, кто специализируется в этой области. Наука, связанная с постижением, отличается от науки передачи, и поэтому для познания установлений Аллаха Всевышнего заучивания Корана и сунны недостаточно. В хадисах, которые были приведены ранее, указывается, что запоминание отличается от понимания и извлечения.

Понимание представляет собой нечто большее, чем изложение, а запоминание сказанного не избавляет от необходимости понимания. Фикх есть понимание, которое служит для нас путем к познанию установлений шариата Аллаха Всевышнего, заключающихся в Коране и Сунне. Факихи, занимавшиеся иджтихадом, были искусны потому, что они специализировались в этой науке, нам же следует разделять их мнения, поскольку это и есть религия Аллаха Всевышнего и Его шариат, и это – лучшее, что мы можем сделать, а Аллах не возлагает на нас того, что нам не по силам.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

madrasa vzrosloe

detskoe madrasa

library

school iman

massage

endowment

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!